Наша справка:
Алексей Валерьевич ХАЛАБУДЕНКО родился в Кишиневе в 1963 году. Закончил кишиневский государственный педагогический институт им. И.Крянгэ.
С 1990 по 1993 год - вице-президент и ответственный секретарь федерации китайской гимнастики ушу МССР, с 1995 по 2005 год - вице-президент и главный тренер Ассоциации школ традиционного гунфу РМ.
С 2000 по 2004 год обучался у китайских мастеров ушу Цан Чуантина и Ванг Даке.
Призер международного конкурса на звание лучшего знатока Китая в Республике.
В 2009 году Конфедерацией БИ Молдовы награжден памятным кубком за развитие боевых искусств.
Президент Ассоциации «Wu-Dao», старший тренер и руководитель отделения традиционного ушу.
- Алексей Валерьевич, как вы пришли в спорт и почему именно ушу?
- В детстве я, как и большинство советских мальчишек, немного позанимался боксом и легкой атлетикой. Осенью 1977 года записался в секцию дзюдо с/к «Трудовые резервы». Выступал на различных соревнованиях, дошел до звания «кандидат в мастера спорта».
Когда призвался в армию, первые полгода выступал за ОДШБ по самбо, вольной и классической борьбе, и даже один раз участвовал на первенстве части по боксу, где занял призовое место.
В армии я начал заниматься рукопашным боем по версии ВДВ. В роте совмещал должность замкомвзвода и инструктора по спорту. Выходит, мой инструкторский стаж ведет начало с 1982 года.
После демобилизации я поступил в кишиневский педагогический институт и возобновил свои занятия по дзюдо на кафедре физического воспитания, где посчастливилось тренироваться у Вячеслава Григорьевича Моналаке.
С 1987 начал заниматься ушу по стилю вин чунь, который меня так увлек, что я практиковал технику везде, где только было можно. В 1989 году аттестовался на звание инструктора и начал преподавать вин чунь в Федерации китайской гимнастики ушу МССР. Параллельно, с 1987 года по 1991 год проходил обучение вин чунь в Украинской Федерации ушу у педагога Бориса Петровича Зуба, который более 10 лет обучался у вьетнамского мастера Хуан Вин Занга.
Через некоторое время рамки только одного стиля стали для меня малы, и я стал брать уроки у специалистов различных школ ушу.
С 1999 года проходил семинарские занятия по спортивному ушу у Игоря Рудковского (Бендеры).
Там же, в Приднестровье, познакомился с доктором медицины и законоучителем по ушу мастером Цан Чуантином, который регулярно приезжал в Кишинев и делился тонкостями ушу. А с 2004 года я являюсь учеником известного мастера, записанного в генеалогическое древо школы «Мэйхуацюань» («Цветка дикой сливы») Ванга Даке.
Возвращаясь к вопросу, почему именно ушу? Просто, слушал свое сердце, а оно подсказывало: «это твое».
- Бытует мнение, что ушу – это просто танцы. Ваше мнение?
- Ушу – это многогранное искусство, в рамках которого каждый может заниматься тем, что ему ближе, что ему нравится. Кому-то интересно оздоровительное ушу и цигун, кого-то привлекает китайская философия, которая также может развиваться через движения тела, некоторых манят необычные приемы ведения поединка. И только немногие видят в ушу способ самосовершенствования – гунфу. Как говорил один мастер боевых искусств: «Боксер смеется над шахматистом, шахматист смеется над боксером. Над ними обоими смеется фокусник».
Мастер гунфу ни над кем не смеется, он сам и боксер, и шахматист, и фокусник, но он также и врач, и философ, и художник.
Китайское ушу чем-то напоминает многослойный торт. Его вершина – это красочные «боевики» с экзотическими стилями, в которых зрителя пытаются убедить в том, что «драться надо красиво».
Есть в этом «кондитерском изделии» и слой под названием «современное спортивное ушу».
Это вид спорта зародился после образования в 1949 году КНР. Современное спортивное ушу – это соревнования по исполнению комплексов – таолу, которые составлены из самых зрелищных приемов, взятых из древних стилей. Большинство техник, демонстрируемых спортсменами, чересчур театрально-акробатичны и практически утратили свое первоначальное боевое значение, но смотрятся очень красиво.
Частью слоя «современное спортивное ушу» является саньда – свободный бой. Это полноконтактные поединки в специальном защитном снаряжении, которые проводятся на помосте. Здесь разрешены удары руками, ногами, броски и болевые приемы. Правда, боксерские перчатки сильно сократили арсенал ударов руками. Техники в таолу и саньда совершенно разные и, как правило, спортсмены занимаются либо одним, либо другим.
Последний слой – это боевые стили ушу. Они не зрелищны, движения в них неприметны, но, в то же время, очень мощные и эффективные. На овладение мастерством в таком ушу уходят годы упорных тренировок, в результате человек полностью меняется. «Сначала человек делает ушу, затем ушу делает человека». Мастеру традиционного ушу не надо никому ничего доказывать, он воспринимает поединок как средство самопознания. «Сильные люди – добрые люди», - любит повторять Андрей Кочергин, мастер школы каратэ «кои но такинобори рю», и с ним нельзя не согласиться.
- Скажите, были в вашей жизни ситуации, когда приходилось применять знания на практике?
- Мне приходилось много драться в молодые годы. Детство и юность прошли на «Нижней» Ботанике, в «неблагоприятном» районе херсонских и одесских переулков. Чем больше и упорнее я занимался единоборствами, тем становился сильнее и увереннее в себе. Постепенно конфликтные ситуации в жизни сошли на нет. Я научился уважать и понимать ценность человеческой жизни, и это позволяет мне сохранять миролюбие во многих бытовых ситуациях. Если в моей жизни и происходят какие-либо события, которые напрягают, то это служит сигналом, что я делаю что-то не так.
Хочу рассказать одну притчу. Однажды ученики спросили мастера боевых искусств: «Учитель, а как вы поступите, если на дороге на вас вдруг нападут разбойники?». «Выхвачу меч и зарублю их», - спокойно ответил учитель. «А если у вас не окажется с собой меча?», - не унимались ученики. «Тогда обезоружу одного из разбойников и буду сражаться его мечом, пока всех не одолею». «А если в кустах будут сидеть разбойники с ружьями?». «Ну-у, тогда в этот день у меня окажется много дел по хозяйству и мне незачем будет выходить из дома», - хитро улыбнулся мастер.
Мастерство в боевых искусствах не только и не столько в умении применять приемы, сколько в умении предвидеть действия противника и предчувствовать опасные ситуации. Я где-то читал, что любой бой – это бой с самим собой. Противник лишь помогает раскрыть в себе то, что дарует победу или несет смерть. Бой не страшен, если к нему готов. А своих учеников я учу «сражаться так, чтобы никогда не приходилось сражаться». И, если позволите, я хотел бы закончить свой ответ на этот вопрос еще одной притчей. Однажды к мастеру пришли трое дерзких бойцов и стали бахвалиться. Один сказал: «У себя в провинции я самый крутой. Даже если на меня нападут в темном переулке семеро грабителей, я перебью их всех. Ну, и чему вы меня можете научить?».
Второй подхватил: «А я, если на меня нападут в темном переулке восемь разбойников, смогу уложить всех восьмерых. Так чему ты можешь научить меня?»,
Третий встал в угрожающую позу и также начал бахвалиться: «Что семь или восемь, я смогу уложить и десятерых. Слышишь, мастер? Чему же ты сможешь меня научить?».
Мастер не спеша допил чашку чая, спокойно посмотрел на бойцов и мягко ответил: «Я могу научить вас не ходить по этим переулкам».
- Общеизвестно, что ушу – это многофункциональный мир стилей и направлений. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Китайское ушу – это всеохватывающее боевое искусство. Ни в одной стране мира не встречается такое разнообразие школ и стилей. В течении нескольких сот, а иногда и тысячелетий ушу занималось все население Поднебесной, от знатного аристократа до простолюдина. Причем, эти знания сохранились почти в первоначальном виде. Мастер Цан мне говорил, что в Китае главным считается не заниматься каким-то конкретным стилем, а «Идти по следу мастера», когда передача знаний идет «от сердца к сердцу», от мастера к ученику. А учитель Ванг Даке говорит, что в Китае столько мастеров, сколько и стилей. Китай – это многонациональное государство, поэтому единой классификации ушу нет. Но чтобы хоть как-то разнообразиться в этом фейерверке стилей и направлений, его различают по провинциям, семейным, подражательным внутренним и внешним стилям и т.д.
На сегодняшний день в КНР развиваются два основных направления ушу – это современное и традиционное. Современное включает в себя оздоровительный и спортивный разделы, а Традиционное, или, как в Китае его называют, «народное ушу» – это, прежде всего, один из видов глубочайшей духовной культуры. Это состояние души, а не набор технических навыков. Здесь важно не «что делать, а кто делает и с каким настроением». Целью занятий традиционного ушу является сам человек, его самосовершенствование.
- Ваша Ассоциация называется «Wu Dao», что переводится как «Путь воина». Почему выбрали такое название?
- Основная философская идея пути воина в традиционном ушу заключается в том, чтобы через изучение искусства поединка прийти к пониманию смысла жизни. Меня учили, что ставший на «Путь воина» сначала оказывается на «Тропе войны», войне всех против всех. Но, прежде всего, это война с самим собой, как единственным источником своих слабостей и недостатков.
Это также война за Знание, ибо только Знание дарует нам Свободу и открывает путь к Истине.
В Китае говорят: и тысяча приемов ушу не стоят одного гунфу, а гунфу – это образ жизни.
- Каковы ваши планы на будущее?
- Чтобы ушу могло развиваться на нашей земле, ему требуется некоторая адаптация. Этим сейчас и занимаемся. В рамках Отделения традиционного ушу мы с инструктором Тамарой Генераловой разрабатываем программу детского ушу, которая помогала бы всесторонне развивать нашу молодежь. Параллельно развиваем женские стили, в которых, как нам кажется, гармонично сочетаются грация, красота и боевая мощь.
- Что ж, нельзя не согласиться с тем, что в наше время глобальной компьютеризации вопрос о здоровье подрастающего поколения стоит особенно остро. Малоподвижный образ жизни, долгое сидение у монитора влияют и на физическое здоровье, и на зрение. Поэтому спасибо вам за то, что приобщаете людей любого возраста к здоровому образу жизни, помогаете им вдохнуть живительную струю энергии, и удачи вам на этом благородном пути!
- Спасибо за добрые пожелания.
Беседу вел Сергей ДМИТРИЕВ
Источник «СПОРТ curier» №144 (2670) от 28 октября 2011